Результаты исследований функциональной готовности детей к школе

Система психолого-педагогического сопровождения представляет собой деятельность, направленную на создание социально-психологических условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого ребенка в конкретной школьной среде. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся включает три взаимосвязанных компонента:

· изучение личности учащегося;

· создание социально-психологических условий для развития личности, успешности обучения;

· непосредственная психолого-педагогическая помощь ребенку.

Ещё до поступления в первый класс дети посещают дошкольный образовательный центр «Росточек», где получают необходимые знания и умения для успешной адаптации обучения в первом классе:

  • способность управлять своим поведением;
  • способность воспринимать инструкцию и действовать по ней;
  • способность правильно произносить все звуки родного языка;
  • способность к простейшему звуковому анализу;
  • интерес к новым видам деятельности;
  • способность к координированным движениям;
  • эффективность наглядно-образного и действенно-образного мышления;
  • доступность логической формы мышления и др.

Количество детей, посещавших  или не посещавших ДОУ, подготовительные дошкольные центры, специальную подготовку в ДОЦ «Росточек»

Учебный год Дети, посещавшие ДОУ Дети, не посещавшие ДОУ Дети, посещавшие «Росточек»
2009-2010 67 33 26
2010-2011 73 27 28
2011-2012 54 46 31

Следует отметить, что каждый год увеличивается количество детей, не посещающих ДОУ, однако и увеличивается количество детей, которые посещают ДОЦ «Росточек»

 В соответствии с целями данного образовательного учреждения мы выделяем основные психологические характеристики, которые считаем значимыми для успешного обучения.

1. Интеллектуальная готовность

Уровни Количество детей, в %
2009-2010 уч. год 2010-2011 уч. год 2011-2012 уч. год
Низкий 34 22 37
Средний 62 75 71
Высокий 4 3 2

2. Волевая готовность

Уровни Количество детей, в %
2009-2010 уч. год 2010-2011 уч. год 2011-2012 уч. год
Низкий 57 46 49
Средний 37 45 43
Высокий 6 9 8

3. Личностная готовность

Уровни Количество детей, в %
2009-2010 уч. год 2010-2011 уч. год 2011-2012 уч. год
Низкий 46 49 62
Средний 31 34 26
Высокий 23 17 12

Психолого-педагогическая диагностика готовности ребёнка к школе позволяет определить оптимальные способности детей для дальнейшего формирования классов. Результаты выявляются индивидуальным путём. Показатели качества занесены в таблицу ( в %)

Учебный год Корректурная проба Количественные представления Сформированность мыслительных операций Мотивационная готовность
2009-2010 47 61 54 54
2010-2011 54 73 62 42
2011-2012 32 67 45 30

Знание особенностей познавательной деятельности учащегося и его актуальных возможностей поможет организовать для него оптимальные условия развития и получения новых знаний.  В содержательном плане методика С.И.Волковой предполагает диагностику:

  • Особенностей внимания (концентрацию, устойчивость, распределение на 2 вида деятельности, способность переключать внимание)
  • Уровень развития воображения;
  • Уровень развития памяти;
  • Уровень развития восприятия;
  • Уровень развития логического мышления.
Уровни развития Выше среднего Средний уровень Ниже среднего
2009-2010 16% 42% 42%
2010-2011 9% 43% 48%
2011-2012 11% 51% 38%

Результаты психодиагностического исследования позволили отследить положительную динамику в развитии мотивационной и интеллектуально-познавательной сферы учащихся. На основании анализа результатов можно сделать следующие выводы и определить перспективные направления деятельности:

а) высокий уровень произвольного внимания позволяет утверждать о сформированности  волевых качеств учащихся. Отставание от нормы может явиться причиной последующей неуспешности в школе. В связи с этим необходимо познакомить педагогов с приемами развития внимания на каждом возрастном этапе.

б) преобладает низкий уровень развития воображения, памяти, логического мышления, что определяет задачу необходимости планомерной работы по развитию данных психических функций.